Нацистская пропаганда особо выделяла значимость столицы Восточной Пруссии. Интересно, что гитлеровское командование, вдохновляя своих солдат, апеллировало к советскому опыту.
"Русские, опираясь на слабые сухопутные укрепления Севастополя, защищали город 250 дней. Солдаты фюрера обязаны столько же времени продержаться на мощных укреплениях Кёнигсберга!", - восклицали нацистские пропагандисты.
Советская сторона подготовила достойный ответ пропагандистам Геббельса - накануне штурма через радиоустановки на немецком языке прозвучала фраза: "Мы обороняли Севастополь 250 дней, а освободили за четыре…" 6 апреля 1945 года войска 3-го Белорусского фронта и Земландской группы войск начали штурм города-крепости Кёнигсберг.
С приближением Красной Армии к немецким границам началась спешная работа по реконструкции старых крепостей с целью создания в регионе системы мощных укреплений, которые должны были остановить наступающие советские войска.
Задолго до начала Второй мировой войны и в ходе её Кёнигсберг был превращён в один из мощных укреплённых районов Восточной Пруссии, а к концу Великой Отечественной войны являлся основным опорным пунктом обороны войск гитлеровской Германии на Земландском полуострове.
Немцы надеялись на повторение событий Первой мировой войны, когда в августе 1914 года в Восточной Пруссии была окружена и разгромлена 2-я русская армия Самсонова, а остальные русские войска вынуждены были отступить.
Но нацистам противостояла не русская царская армия, а закалённая в горниле войны Красная Армия с опытом штурма вражеских уу.
За несколько лет до войны крепость была модернизирована и до предела оснащена мощной боевой техникой. Многочисленные форты с крепостной артиллерией, сотни железобетонных дотов, связанные подземными ходами сообщения, противотанковые рвы и широко развитая сеть укреплений полевого типа прикрывали город со всех сторон. Кёнигсберг обороняла крупная группировка немецких войск, располагавшая большими запасами вооружения и боеприпасов.
Германское командование приняло все возможные меры, чтобы подготовить город и крепость Кёнигсберг к длительному сопротивлению в условиях осады. В городе имелись многочисленные военные арсеналы и склады. Система обороны включала в себя внешний оборонительный обвод, который уже был преодолён советскими войсками, и три внутренних обвода. В центре города находилась цитадель.
В Кёнигсберге было создано три кольца обороны. Первое - в 6-8 километрах от центра города - состояло из траншей, противотанкового рва, проволочных заграждений и минных полей. На этом кольце располагалось 15 фортов (построенных к 1882 году) с гарнизонами в 150-200 человек, при 12-15 орудиях. Второе кольцо обороны проходило по окраинам города и состояло из каменных зданий, баррикад, огневых точек на перекрёстках и минных заграждений. Третье кольцо, в центре города, состояло из 9 бастионов, башен и равелинов (сооружённых в XVII веке и перестроенных в 1843-1873 годах).
Штурму Кёнигсберга советскими войсками предшествовала двукратная массированная бомбардировка города английской бомбардировочной авиацией в августе 1944 года, полностью уничтожившая его срединную часть.
Нацистская пропаганда особо выделяла значимость столицы Восточной Пруссии. Интересно, что гитлеровское командование, вдохновляя своих солдат, апеллировало к советскому опыту.
"Русские, опираясь на слабые сухопутные укрепления Севастополя, защищали город 250 дней. Солдаты фюрера обязаны столько же времени продержаться на мощных укреплениях Кёнигсберга!", - восклицали нацистские пропагандисты.
Советская сторона подготовила достойный ответ пропагандистам Геббельса - накануне штурма через радиоустановки на немецком языке прозвучала фраза: "Мы обороняли Севастополь 250 дней, а освободили за четыре…"
Операция штурма Кёнигсберга была разработана командованием Земландской группы войск в начале 1945 года и осуществлялась согласно секретным Указаниям командующего Земландской группой войск генерала армии Ивана Баграмяна по прорыву Кёнигсбергского укреплённого района и штурму города Кёнигсберг, заверенным также подписями члена Военного совета Земландской группы войск генерал-лейтенанта Михаила Рудакова и начальника штаба Земландской группы войск генерал-полковника Владимира Курасова.
Для окружения и уничтожения группировки противника советские войска должны были нанести по Кёнигсбергу удары по сходящимся направлениям одновременно с севера и с юга. Также планировался сковывающий удар по земландской группировке противника в Пиллау.
Для прорыва Кёнигсбергского укреплённого района вермахта и штурма самого города были созданы 26 штурмовых отрядов и 104 штурмовые группы - как из стрелковых частей, так и из инженерных войск (в составе десяти инженерно-сапёрных бригад, трёх штурмовых инженерно-сапёрных бригад, двух моторизованных инженерных бригад и одной понтонной бригады). Кроме того, в штурме участвовали советские химические войска - 7 отдельных огнемётных батальонов, 3 батальона химической защиты, рота фугасных огнемётов и 5 отдельных рот ранцевых огнемётов. В составе штурмовых инженерно-сапёрных бригад резерва Верховного Главнокомандования в операции участвовали ещё три отдельных батальона ранцевых огнемётов. Эти подразделения были распределены по штурмовым отрядам и штурмовым группам. Во время штурма крепости их роль была огромной, не случайно по итогам операции почти все огнемётные батальоны и роты были удостоены орденов или почётных наименований "Кёнигсбергские".
С 2 по 6 апреля советская артиллерия вела мощную артподготовку. Обороняющиеся немецкие войска попали в настоящий огненный ад.
6 апреля штурм Кёнигсберга начался в 9 часов утра мощной артподготовкой, затем, в 12 часов, под прикрытием огневого вала в наступление пошли пехота, танки и самоходные орудия. Согласно плану, основные силы обходили форты, которые блокировались стрелковыми батальонами или ротами при поддержке самоходных орудий, подавлявших вражеский огонь, сапёров, использовавших подрывные заряды, и огнемётчиков.
Большую роль в штурме города и крепости Кёнигсберг сыграли штурмовые отряды. Они состояли из стрелковых рот, нескольких артиллерийских орудий калибром от 45 до 122 мм, одного или двух танков или самоходных орудий, взвода станковых пулемётов, миномётного взвода, взвода сапёров и отделения огнемётчиков.
Немцы оказывали упорное сопротивление, однако к исходу дня советская 39-я армия вклинилась в оборону противника на несколько километров и перерезала железную дорогу Кёнигсберг - Пиллау. 43-я, 50-я и 11-я гвардейская армии прорвали первый оборонительный обвод. Спустя два дня советские войска захватили порт и железнодорожный узел города, промышленные объекты и отрезали гарнизон Кёнигсберга от земландской группировки немцев.
Гитлер отдал кёнигсбергскому гарнизону строжайший приказ - удерживать крепость до последнего солдата. Специальные отряды эсэсовцев и гестаповцев расстреливали на месте каждого немецкого солдата или офицера, который пытался самовольно оставить позиции или сдаться в плен.
8 апреля гитлеровским войскам было предложено сдаться. Они отказались и продолжили сопротивление. Некоторые части гарнизона попытались отступить на запад, но были перехвачены советской 43-й армией. После массированной бомбардировки и штурма крепости 11-й гвардейской армией, 9 апреля 1945 года немецкий гарнизон капитулировал по приказу коменданта Кёнигсберга генерала Отто Ляша, подписавшего акт о капитуляции. За сдачу города Гитлер в бессильной ярости заочно приговорил Ляша к смертной казни.
10 апреля над башней "Дона", одним из последних очагов гитлеровского сопротивления, был поднят красный флаг.
Взятие Кёнигсберга было осуществлено за считанные дни с минимальными потерями для атакующей советской армии. По данным штаба 3-го Белорусского фронта, с 1 по 10 апреля 1945 года погибло 3506 человек. При этом, потери гарнизона составили 42 тысяч человек убитыми и 90 тысяч пленными.
В честь взятия Кёнигсберга в Москве был дан салют 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий. Помимо учреждения медали "За взятие Кёнигсберга", которой было награждено 760 000 человек, 216 солдат и офицеров Красной армии за штурм Кёнигсберга были удостоены звания Героя Советского Союза, 98 воинских частей получили название "Кёнигсбергские".
Объявленная неприступной крепость Кёнигсберг пала за 4 дня. Красная армия взяла крепость по-суворовски - не числом, но умением.
Восточная Пруссия - цитадель германского милитаризма, после войны была разделена между Польшей и Советским Союзом. Подошла к концу немецкая история Кёнигсберга - после войны стал советским городом, через год был переименованный в Калининград. Воинственный прусский дух был окончательно сокрушён.
#uzhukoffa #День_в_истории@uzhukoffa #Вторая_Мировая@uzhukoffa